Бухгалтерский учет в 2020 году: разбираем основы

В этой статье мы попытаемся объяснить, что такое бухучет, кому и зачем он нужен. Простыми словами о принципах, разновидностях и возможных сложностях.
Про бухгалтерский учет слышали, наверное, все. Но, что конкретно он из себя представляет, знают не многие. Обычно бухгалтерская терминология приводит в священный трепет. И в голову приходят только шутки на тему: «у хорошего бухгалтера не сойтись может только юбка» или про «хорошего» бухгалтера находящегося 10 лет в федеральном розыске.

Однако, следуя букве закона все организации ежегодно обязаны отчитываться о результатах своей деятельности перед налоговой. И именно бухгалтерский учет помогает структуризировать всю информацию о деятельности организации. В нем указываются абсолютно все операции, от покупки карандаша до выдачи зарплаты.

Как же во всем этом разобраться и с чего начать расскажем в этой статье.
Бухгалтерский учет представляет собой обработку первичных документов по конкретным хозяйственным операциям и обязательствам, выраженным в финансовом отношении.

Зачем нужен бухгалтерский учет?

  • Все организации обязаны вести бухучет по закону
    Об этом сообщает закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несоблюдение грозит серьезными санкциями и штрафами.
  • Предотвращает работу в «минус»
    Бухучет дает информацию текущей обеспеченности организации деньгами, предоставляет данные об остатках на расчетных, валютных и прочих счетах. Позволяет в полной мере оценить финансовое состояние организации, для ее последующей оптимизации.
  • Помогает в принятии стратегических решений
    Решая вопрос о сохранении продукта в линейке или прекращении его производства вы можете обратиться к учету продаж. В нем будут видны все затраты на производство, себестоимость, выручка, что поможет принять решение в ту или иную пользу.

Виды бухгалтерского учета

бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
Финансовый учет
Включает в себя всю информацию о расходах и доходах, обязательствах организации и ее активах и пассивах.
бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
Управленческий учет
Нужен для принятия эффективных управленческих решений внутри компании.
бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
Налоговый учет
Обобщает информацию для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов.

Сравнительная таблица

Как организовать ведение бухгалтерского учета с нуля
- Выбираем систему налогообложения

Юридическим лицам доступны: ОСНО (общая система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).

ПСН (патентная система налогообложения) доступна только индивидуальным предпринимателям, которые от бухучета освобождены.

- Изучаем порядок составления и сроки сдачи налоговой отчетности


Для каждой системы налогообложения существует свой перечень налоговой отчетности.

Подробнее в Сравнительной таблице систем налогообложения.

- Разрабатываем учетную политику организации

Учетная политика - это система, которая позволит вам правильно организовать свою работу, а также избежать рисков и увеличить прибыль. Она должна быть в каждой организации независимо от вида деятельности, системы налогообложения и других факторов.

К ней относится: рабочие счета, формы первичных и внутренних документов, формы регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств, порядок документооборота, основы контроля за операциями.

- Утверждаем рабочий план счетов


План счетов — это список счетов, которые отображают, а также группируют всю общую информацию о хозяйственной деятельности какой-либо организации. Является схемой регистрации и записи хозяйственных, а также финансовых операций отображаемых в бухучете.

Разрабатывая рабочий план счетов, организация должна взять за основу типовой План счетов утвержденный Минфином России. При этом в рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций организации.

- Организовываем учет первичной документации

В ней отражены первичные сведения о совершенной операции. Первичная документация оставляется в момент совершения операции и является документом подтверждающим факт сделки.

Может быть сформирована как по общим требованиям, так и разработана самой организацией. Во втором случае в формах должны быть указаны все обязательные реквизиты.

- Следим за своевременной сдачей отчетности

В зависимости от системы налогообложения отчетность необходимо сдавать раз в год или квартал.При несоблюдении сроков может грозить штраф.
Сравнительная таблица систем налогообложения