Бухгалтерский учет в 2020 году: разбираем основы

В этой статье мы попытаемся объяснить, что такое бухучет, кому и зачем он нужен. Простыми словами о принципах, разновидностях и возможных сложностях.
Про бухгалтерский учет слышали, наверное, все. Но, что конкретно он из себя представляет, знают не многие. Обычно бухгалтерская терминология приводит в священный трепет. И в голову приходят только шутки на тему: «у хорошего бухгалтера не сойтись может только юбка» или про «хорошего» бухгалтера находящегося 10 лет в федеральном розыске.

Однако, следуя букве закона все организации ежегодно обязаны отчитываться о результатах своей деятельности перед налоговой. И именно бухгалтерский учет помогает структуризировать всю информацию о деятельности организации. В нем указываются абсолютно все операции, от покупки карандаша до выдачи зарплаты.

Как же во всем этом разобраться и с чего начать расскажем в этой статье.
Бухгалтерский учет представляет собой обработку первичных документов по конкретным хозяйственным операциям и обязательствам, выраженным в финансовом отношении.

Зачем нужен бухгалтерский учет?

  • Все организации обязаны вести бухучет по закону
    Об этом сообщает закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Несоблюдение грозит серьезными санкциями и штрафами.
  • Предотвращает работу в «минус»
    Бухучет дает информацию текущей обеспеченности организации деньгами, предоставляет данные об остатках на расчетных, валютных и прочих счетах. Позволяет в полной мере оценить финансовое состояние организации, для ее последующей оптимизации.
  • Помогает в принятии стратегических решений
    Решая вопрос о сохранении продукта в линейке или прекращении его производства вы можете обратиться к учету продаж. В нем будут видны все затраты на производство, себестоимость, выручка, что поможет принять решение в ту или иную пользу.

Виды бухгалтерского учета

  • бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
    Финансовый учет
    Включает в себя всю информацию о расходах и доходах, обязательствах организации и ее активах и пассивах.
  • бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
    Управленческий учет
    Нужен для принятия эффективных управленческих решений внутри компании.
  • бухучет, бухучет самара, бухучет тольятти, бухучет цены
    Налоговый учет
    Обобщает информацию для определения налоговой базы по налогам на основе первичных документов.

Сравнительная таблица

Как организовать ведение бухгалтерского учета с нуля
- Выбираем систему налогообложения

Юридическим лицам доступны: ОСНО (общая система налогообложения), УСН (упрощенная система налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог).

ПСН (патентная система налогообложения) доступна только индивидуальным предпринимателям, которые от бухучета освобождены.

- Изучаем порядок составления и сроки сдачи налоговой отчетности


Для каждой системы налогообложения существует свой перечень налоговой отчетности.

Подробнее в Сравнительной таблице систем налогообложения.

- Разрабатываем учетную политику организации

Учетная политика - это система, которая позволит вам правильно организовать свою работу, а также избежать рисков и увеличить прибыль. Она должна быть в каждой организации независимо от вида деятельности, системы налогообложения и других факторов.

К ней относится: рабочие счета, формы первичных и внутренних документов, формы регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации, методы оценки имущества и обязательств, порядок документооборота, основы контроля за операциями.

- Утверждаем рабочий план счетов


План счетов — это список счетов, которые отображают, а также группируют всю общую информацию о хозяйственной деятельности какой-либо организации. Является схемой регистрации и записи хозяйственных, а также финансовых операций отображаемых в бухучете.

Разрабатывая рабочий план счетов, организация должна взять за основу типовой План счетов утвержденный Минфином России. При этом в рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения хозяйственных операций организации.

- Организовываем учет первичной документации

В ней отражены первичные сведения о совершенной операции. Первичная документация оставляется в момент совершения операции и является документом подтверждающим факт сделки.

Может быть сформирована как по общим требованиям, так и разработана самой организацией. Во втором случае в формах должны быть указаны все обязательные реквизиты.

- Следим за своевременной сдачей отчетности

В зависимости от системы налогообложения отчетность необходимо сдавать раз в год или квартал.При несоблюдении сроков может грозить штраф.
Сравнительная таблица систем налогообложения